Уважаемые родители и посетители сайта!

На этой страничке затрагиваются наиболее актуальные вопросы дошкольного детства. 

 

Советы родителям

ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?
Делайте!

* Радуйтесь Вашему малышу.

* Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.

* Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.

* Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).

* Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

* Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.

* Установите четкие и жесткие требования к ребенку.

* Говорите с малышом короткими фразами.

* В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.

* Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

* Говорите медленно.

* Будьте терпеливы.

* Сначала спрашивайте "что"; "почему" спросите, когда малыш подрастет.

* Каждый день читайте ребенку.

* Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.

* Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.

* Поощряйте игры с другими детьми.

* Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.

* Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите "куличики" из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.

* Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

* Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.

* Если ребенок начал что-то коллекционировать - кораблики, машинки, крышки от бутылок - или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.

* Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.

* Регулярно водите ребенка в библиотеку.

* Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

* Не теряйте чувства юмора.

* Играйте с ребенком в разные игры.

* Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Не делайте!

* Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.

* Не задавайте слишком много вопросов.

* Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

* Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.

* Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.

* Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не так! Переделай это".

* Не говорите: "Нет, она не красная". Лучше сказать просто: "Она синяя".

* Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

* Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.

* Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.

* Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста

понимания:

всех логических связей;

всех Ваших чувств ("Мама устала");

абстрактных рассуждений и объяснений.

* Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.

* Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.

 

 

Толерантность и правовая культура дошкольников.

  

Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Одна из задач, способствующих их решению, - просвещение самих детей. Человек с момента рождения уже наделен правами, которые зафиксированы в международном и российском законодательстве:

- Декларация прав ребенка;

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей;

- Семейном кодексе РФ;

- Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

- Законе «Об образовании» и др.

Однако права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не для всех детей в равной степени реализуются в жизни.

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, что из его

Стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные. Обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

К концу дошкольного возраста у воспитанников детского сада должно быть сформировано ценностное отношение к действительности. За последние несколько лет система дошкольного образования в России заметно изменилась. Основной акцент делается на когнитивное (познавательное) развитие, которое исторически всегда было сильной стороной российского образования. Однако такой когнитивный диктат до сих пор существует в ущерб социально-личностному развитию ребенка (дошкольника), он препятствует формированию навыков межличностного общения, становлению образа «я» и самооценки.

На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства.

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой в 1995 году генеральной конференцией ЮНЕСКО. В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна. Так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

- этика и стратегия ненасилия;

- идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;

- необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов и т.д.

Россия – многонациональное государство. Поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, культур.

Свое отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 4 лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях, при этом своеобразии национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасение и т.д. В их основе лежат следующие факторы:

- детская непосредственность;

- ограниченный жизненный опыт;

- отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общение с ними;

- детская бестактность и т.д.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

Необходимо знакомить старших дошкольников с их основными правами, формировать внутреннюю и внешнюю правовую культуру, толерантное поведение. Чтобы главные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства) стали неотъемлемой частью их жизни. Занятия должны строиться на гуманистической позиции, субъект – субъектном подходе во взаимодействии с детьми, что предполагает:

- свободу высказываний и поведения ребенка в разных формах педагогического процесса;

- проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным поводам. Воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта;

- недопущение насильственных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей.

Содержание занятий должно быть ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми. Что приводит к осознанию и накапливанию своего жизненного опыта. Такой подход к организации педагогического процесса позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.

 

 

"Дизартрия"

 

Дизартрия (от греческих слов: dys – отрицание и arthroo – членораздельно произносить) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наступает из-за того, что язык, губы, нёбо, голосовые связки, диафрагма не могут двигаться в полном объеме. Причиной неподвижности является парез (греч. paresis – уменьшение силы или амплитуды движений, обусловленное нарушением иннервации) мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, дизартрия — симптом органического поражения ЦНС головного мозга, тех его отделов, которые составляют речедвигательную зону. Это тяжелое расстройство всей речевой деятельности. Прежде всего страдает речевая моторика, все составляющие речедвигательного акта. При дизартрии нарушается не только звукопроизношение (практически всех групп звуков), но страдает и вся просодическая организация речевого акта, так называемая речевая просодика, включающая голос, интонацию, темп, ритм, также интонационно-ритмическая сторона и эмоциональная окраска речи. Общими проявлениями расстройств при дизартрии являются:

  • псевдобульбарный синдром, выражающийся в нарушении дыхания, глотания, голосообразования, ограниченной подвижности всего артикуляционного аппарата, прежде всего языка и губ;
  • дистония — непостоянный, меняющийся тонус;
  • синкинезии, т.е. дополнительные, непроизвольные движения, присоединяющиеся к произвольным, в частности, оральные синкинезии.

Анартрия: Нарушение речи при самых тяжелых поражениях ЦНС, когда речь становится практически невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц, называется анартрией. При классификации дизартрии по степени понятности речи для окружающих (1-я степень, при которой нарушения речи может выявить только специалист; 2-я, при которой речь понятна окружающим, но всем заметны и нарушения звукопроизношения; 3-я, когда речь понятна только близким ребенка и лишь частично – окружающим), анартрия относится к четвертой, самой тяжелой степени и в свою очередь может подразделяться на тяжелую форму анартрии, когда речь и голос отсутствуют полностью, среднюю, при которой могут присутствовать некоторые звуковые реакции, и легкую, при наличии определенной звуко-слоговой активности.

Дизартрия — неврологический диагноз. Логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, медикаментозное же лечение назначается психоневрологом. 
Лечение дизартрии возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия:

  • Лекарственные средства.
  • Физиотерапия, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции.
  • Общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма.
  • Лечение сопутствующих заболеваний.
  • Логопедическая работа по развитию и исправлению речи.

Во всех видах лечения ребенка-дизартрика чрезвычайно большая роль принадлежит родителям. Прежде всего это относится к логопедическим занятиям. Родители должны знать для чего делаются те или иные упражнения, понимать их смысл и представлять ожидаемые результаты.

Логопедическое воздействие при дизартрии направлено на разработку органов артикуляции. Оно включает:

  • массаж органов артикуляции;
  • артикуляционную гимнастику;
  • исправление произношения звуков речи;
  • исправление речевого дыхания и голоса;
  • работу над выразительностью речи.

Логопедическая работа при дизартрии очень трудоемка, многопланова и требует систематических занятий со специалистами и выполнения домашних упражнений с родителями.

 

 


        Компоненты и особенности            физической, интеллектуальной и    эмоциональной сферы ребёнка 
в старшем  дошкольном возрасте
 

 

Возрастные критерии к школьной готовности.

 
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей.
Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению спорят о возрасте , с которого целесообразно начинать учить детей.
Почти 20 лет в нашей стране существовало обучение в начальной школе 2-х типов: начиная с 6 лет по программе 1-4 и начиная с 7 лет по программе 1-3.
Первоначальный план быстрого перехода на всеобщее обучение с 6 лет не удался, не только по тому, что далеко не во всех школах могли создать необходимые для учащихся этого возраста гигиенические условия, но и потому, что не всех детей можно обучать в школе с 6 лет.
Нельзя игнорировать возрастные особенности детей 6- летнего возраста не позволяющих им вписаться в существующую в нашей стране систему школьного образования.
У детей преобладает непроизвольная память (так что запоминается главным образом то, что интересно, а не то что нужно запомнить)
Специфика внимания такова, что ребёнок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.
Познавательные мотивы, ещё не устойчивы и ситуативны.
В результате многочисленные проблемы, связанные с обучением 6-леток . С другой стороны дети обучающиеся по программе 1-3 с 7 лет, подготовленные к школе нормально справляются с этой программой.
Как показывает практика, даже дополнительный год учёбы с 6 –7 лет мало что даёт ученику, если он не готов к школьному обучению.
 
  1. Три аспекта школьной зрелости.
 
Традиционно выделяют 3 аспекта школьной зрелости :
1. Познавательный, 2. Эмоциональный, 3. Социальный.
 
  1. Под познавательной зрелостью понимают
А) Дифференцированное восприятие
(включающее выделение фигуры из фона, умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу)
Б) концентрацию внимания
(умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задание, предлагаемые в устной форме)
В) Аналитическое мышление
(выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями).
Г) Память
(возможность логического запоминания)
Д) А также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.
Е)Воображение
З) Речь (словарный запас, грамматический строй речи, связная речь)
 
  1. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
 
  1. К социальной зрелости относится потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения строя взаимоотношения ученик – учитель
 
 
  1. Произвольность и мотивация
 
Во главе всех 3-х аспектах лежит познавательная мотивация и произвольность в учебной ситуации.
 
Мотивация – это побудительные силы, подталкивающие человека, к каким либо действиям.
Произвольность- это сознательное, регулируемое поведение, в основном определяемое поставленной целью и образованным намерением.
 
Получается, что учебная мотивация и произвольность в учении тесно связаны между собой.
Пока у ребёнка не появится учебная мотивация или хотя бы ярко выраженный один из её компонентов, нечего рассчитывать и на появление произвольности в учёбе.
 
 
 
Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – основная причина неуспеваемости в первом классе.
Для того чтобы поведение сознательно регулировалось, человек должен хотеть что-то сделать или понимать, для чего это ему нужно.
(Пр: Ученик выполняет требования учителя, если им движут познавательные или социальные мотивы учения.)
 
Давайте рассмотрим портрет ребёнка с одной из доминирующих мотиваций.
 
Доминирование познавательной мотивации.
 
Ребенок с положительной познавательной мотивацией скорее всего можно охарактеризовать как любознательного. Он хочет много знать, нередко приходит уже в первый класс, уже умея читать и считать, а в школу стремятся, чтобы узнать ещё больше.
Но если на уроках им становится неинтересно, то они могут отвлечься и заняться посторонним делом.
Бывает и так: на уроках ученик внимательно слушает новый материал, представляющий для него интерес, а дома не выполняет домашнее задание, потому что повторять уже усвоенный материал ему скучно.
Это происходит, потому что у ребёнка слаборазвиты социальные мотивы учения, поэтому у него не наблюдается стремления хорошо выполнять обязанности ученика, как этого требует его новая социальная позиция.
 
Доминирование социальных мотивов.
 
В случае доминирование социальных мотивов учения ребёнок стремиться в школу, чтобы занять в обществе новую позицию школьника.
Познавательная потребность выражена у него слабо, а потому в школе его, прежде всего, интересуют не знания, которые даёт учитель, а строгое исполнение роли ученика.
В общих чертах первоклассник знает, что он должен делать как, ученик. Информацию же о том, как он справляется с этой ролью, успешно или нет, то есть смог ли он занять желаемую социальную позицию, даёт ребёнку учитель в форме оценки его поведения.
Фактически первоклассник с доминированием социальных мотивов учения полностью ориентирован на одобрение и похвалу учителя.
Такая структура мотивации позволит ученику успешно справляться
Со своими обязанностями до тех пор, пока для него будет притягательна социальная позиция школьника.
Но как только для него эта позиция станет привычной, похвала учителя перестанет оказывать мотивирующее воздействие.
И если к этому времени у него не сформируются учебные мотивы, связанные с учебной деятельностью или с будущей профессией, где требуется хороший аттестат, то ученик может стать не успевающим.
 
  1. Анализ проведённого психологического исследования подготовительных групп.
 
  1. Методика развития познавательной мотивации и произвольности в учении.
При развитии мотивации и произвольности взрослый не пытается научить чему – то своего подопечного помимо его воли, а старается сделать так, чтобы ребёнок сам захотел научиться тому, что ему предлагается.
Другими словами, задача ведущего так организовать деятельность ребёнка, чтобы он стал активным субъектом учения.
 
Это возможно только при соблюдении методологических принципов. Вот эти принципы:
  1. Развитие отдельных психических процессов (Пр.: внимание, память, речь и тд.)
  2. Субъективное отношение к ребенку
  3. Развивающая работа должна строится на основе индивидуального подхода, учитывающего психологические особенности ребенка.
  4. Занятия должны проходить в игровой форме и вызывать живой интерес.
  5. Отношение с ребенком должно быть доброжелательное и дружелюбное.
  6. Ребенок должен иметь право на ошибки.
  7. Успех должен переживаться ребенком как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка взрослого.
  8. Большое внимание на занятиях должно уделяться развитию у ребенка способности к самостоятельной оценке своей работе (словесный развернутый анализ достоинств и недостатков качества выполненной работы). В начале взрослый сам объясняет ребенку, что у него получилось хорошо, а что не удалось в максимально доброжелательной форме. В дальнейшем ребенок сам дает себе оценку.
 
В развитии мотивации и произвольности должны быть использованы развивающие игры, среди которых должны быть следующие :
  • Игры, расширяющие кругозор и словарный запас ребенка
  • Логические игры ;
  • Игры с правилами;
  • Игры, развивающие фонематический слух;
  • Игры, развивающие внимание и память;
  • Игры, развивающие мелкую и крупную моторику ребенка.
Comments: 0